В последнее время телефонный спам уже начал угрожать спокойствию и равновесию человека. Звонят, предлагают услуги, пытаются завязать разговор, используя навыки психологии и НЛП (нейролингвистическое программирование), хотя закон однозначно даёт право делать какие-либо предложения только с разрешения гражданина. Почему это угроза для здоровья и благополучия человека? Представьте, что в каждой компании появится хотя бы по одному сотруднику, который будет производить обзвон всех подряд, предлагая различные услуги или рассказывая о компании. Думаю, уже к десятому звонку вашему человеческому терпению придёт конец.
Ну что сказать, реклама прочно вошла в нашу жизнь, буквально влезла во все сферы нашей жизни. Телевидение, журналы, газеты, плакаты, стенды, интернет, программы — буквально везде уже имеются рекламные объявления в малой или большей степени. Хорошо, что закон ограничивает проявление рекламы в различных аспектах нашей жизни. Но, к сожалению, некоторые несознательные элементы закон соблюдать не хотят, а пытаются обойти или просто относятся к нему с пренебрежением. И начинают звонить и предлагать какие-то услуги, пытаются что-то навязать. И если раньше это был один-два звонка в год, то сейчас стали позванивать по одному-два раза в неделю. При этом не просто имеют какой-то номер телефона, а знают как вас зовут, сколько вам лет. Сразу понимаешь, что у непонятной компании имеются персональные данные по человеку.
Как защищает нас закон от телефонного спама?
Практически все сферы жизнедеятельности общества регулируются законом. В данном случае нормативно-правовыми актами, направленными против терроризирующих звонарей, являются Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О рекламе» и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных».
П. 1 ст. 18 закона «О рекламе» однозначно запрещает распространение рекламы без предварительного согласия абонента или адресата:
Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
П. 1 ст. 15 закона «О персональных данных» допускает обработку персональных данных только с предварительного согласия субъекта персональных данных:
Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.
При этом персональными данными, согласно ст. 3 закона «О персональных данных», является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
По идее, без предварительного согласия, не могут просто так звонить непонятные компании.
Что делать, если звонят по телефону без вашего согласия и навязывают какие-либо услуги или просят ознакомиться с деятельностью какой-нибудь компании.
С законом разобрались, но что делать, если всё-таки звонят и отнимают время и внимание, временами просто портят настроение, когда разговаривают с вами как с «лохом», которого надо обработать.
Люди мы уже в основном цивилизованные, поэтому сразу посылать не желательно. Просто и быстро заканчиваем разговор дежурной фразой, например «Спасибо, не интересует!» и завершаем звонок. Однако бывают индивидумы, которые очень наглые и невоспитанные. Пытаются сразу навязать свою манеру разговора и определённый ход воздействия, ещё и перезванивают. Или слишком много звонков за небольшой промежуток времени. Здесь уже желательно потратить время. Что делать?
- Спрашиваем у звонящего откуда наши персональные данные (номер телефона, имя и так далее).
- Узнаём информацию о компании, кто звонит, цель звонка.
- Предупреждаем о незаконности звонка (можно немножко рассказать о статьях закона, которые защищают от такого рода вмешательства).
- Требуем прекратить звонки и удалить все персональные данные, которые есть. Можно требовать предоставления подтверждения в письменном или устном виде о том, что все персональные данные, незаконно использующиеся компанией, удалены.
- Пишем жалобу в РОСКОМНАДЗОР (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций) — организация, которая обязана следить за сохранностью персональных данных. Электронную жалобу можно оставить здесь: Общественная электронная приёмная Роскомнадзора.
- Можно также написать в ФАС РОССИИ (Федеральная антимонопольная служба) — организация которая обязана следить за рекламой. Электронную жалобу можно оставить здесь: Федеральная антимонопольная служба.
Можно подать заявление сразу в два этих ведомства. Подробно описываем все обстоятельства звонка и содержание разговора, данные звонящего и требуем разобраться с этим телефонным спамером. Ждём ответ в течение 30 дней, получаем результат в виде официального письма, в котором указано, что рассмотрено ваше заявление. Дальше Вас попросят представить в Управление следующие документы:
- копия договора об оказании услуг связи по номеру телефона, на который поступают звонки (с приложением Детализации вызовов);
- ОГРН или ИНН организации, чьи действия Вы обжалуете;
- сведения о направлении в организацию, чьи действия Вы обжалуете, требования в порядке ч. 2 ст. 15 Закона, с отметкой о получении оператором;
- копию документа, удостоверяющего Вашу личность, для идентификации Вас как субъекта, чьи права нарушены.
Согласен, сложная процедура, но если ничего не делать, то наша жизнь постепенно из-за таких деятелей станет невозможной. Сделаем нашу жизнь немножко лучше тем, что учимся защищать себя с правовой позиции.
Читайте также: Замена регулятора давления воды — Управляющая компания или собственник